Бесплатная библиотека стандартов и нормативов www.docload.ru

Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием и предназначены исключительно для ознакомительных целей.
Электронные копии этих документов могут распространяться без всяких ограничений. Вы можете размещать информацию с этого сайта на любом другом сайте.
Это некоммерческий сайт и здесь не продаются документы. Вы можете скачать их абсолютно бесплатно!
Содержимое сайта не нарушает чьих-либо авторских прав! Человек имеет право на информацию!

 

Типичные дорожно-транспортные
ситуации, предшествовавшие
происшествиям

Альбом-пособие для водителей и практических
работников автомобильного транспорта, связанных
с организацией и обеспечением безопасности
дорожного движения

Третье издание

Москва 2000 г.

В Пособии приведены основные общие статистические закономерности распределения дорожно-транспортных происшествий и некоторые показатели состояния аварийности в России в сравнении с аналогичными показателями в экономически развитых странах. Рассмотрены типичные ситуации дорожного движения, предшествовавшие происшествиям, а также ошибочные действия водителей, приведшие к их возникновению. Приведены примеры происшествий. Даются рекомендации по предотвращению подобных происшествий в будущем для служб, чья деятельность связана с обеспечением безопасности дорожного движения.

Автор Б.Ф. Лончинский. В создании альбома-пособия принимали участие:

В.Н. Иванов, А.К. Васильев, В.А. Абрамов, И.Н. Талицкий, А.П. Краснощеков, А.И. Корнеев, И.Н. Назин (рисунки)

Принятые сокращения:

РФ - Российская федерация;

ДД - Дорожное движение;

ТС - Транспортное средство;

БДД - Безопасность дорожного движения;

ПДД - Правила дорожного движения;

ДТП - Дорожно-транспортное происшествие;

ОП - Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения;

ГИБДД - Государственная инспекция безопасности дорожного движения;

АТП - Автотранспортное предприятие;

ДО - Дорожная организация.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Очень часто ошибки водителей при управлении транспортными средствами обходятся обществу слишком дорого, так как они оплачиваются жизнями и здоровьем людей. Почти у каждого есть знакомые, друзья или родственники, которые стали жертвами ДТП. В списках погибших в дорожных происшествиях - и известные всему миру лица, и люди простых профессий, а списки эти все пополняются новыми и новыми именами.

Борьба с ДТП во всех странах мира уже давно рассматривается как национальная проблема, требующая к себе постоянного внимания и принятия мер к уменьшению ущербности от автомобиля. Эта проблема существует и в России. Учитывая ландшафтные и климатические условия, а, следовательно, и состояние автомобильных дорог, а также уровень автомобильно-дорожной грамотности населения, проблема ДТП в РФ является еще более актуальной, чем в других экономически развитых странах.

Ежедневно на автомобильных дорогах России по статистическим данным последних 10-ти лет в дорожно-транспортных происшествиях погибает 80 - 100 человек и около 500 - 600 человек получают травмы различной степени тяжести. Около 60 процентов от этого числа - люди в возрасте от 17 до 40 лет. Каждый десятый из числа погибших и каждый восьмой из числа раненных это подросток. 20 тысяч водителей ежегодно погибают в ДТП, либо получают ранения с постоянной утратой трудоспособности, или же оказываются на скамье подсудимых, как виновники происшествий. Учитывая число жителей в РФ (около 140 млн. чел.), естественную смертность по старости, а также смертность по другим причинам, эта статистика говорит сама за себя и никаких дополнительных комментариев не требует.

Одним из путей снижения количества ДТП является обучение дорожной грамотности и культуре людей, участвующих в дорожном движении, а такими являются все, находящиеся на улице. В первую очередь это относится к водителям.

Статистика свидетельствует, что около 90 процентов происшествий с пострадавшими происходит в типичных, повторяющихся дорожно-транспортных ситуациях, в которых водители допускают ошибки. Это позволяет сделать вывод, что изучение Правил дорожного движения должно дополняться ситуационным обучением, в основу которого закладывается изучение ошибочных действий водителей в конкретных дорожно-транспортных ситуациях.

Предлагаемая классификация дорожно-транспортных происшествий построена по критерию ошибочных действий водителя приведших к их возникновению. В пособии авторы старались не применять таких обобщенных понятий - причин ДТП, как водитель не справился с управлением, выехал за осевую линию, превысил скорость движения и т.д., призывающих ездить с меньшей скоростью (что также немаловажно), а представлены ситуации, из которых видно, что предшествовало тому, что водитель выехал за осевую линию, не справился с управлением и т.д. и совершил ДТП. Процесс обучения и совершенствования профессионального мастерства водителей строится на уже совершенных другими водителями ошибках в предвидении опасных дорожно-транспортных ситуаций и на прогнозе хода их развития, на основе чего и вырабатывается правильная тактика поведения на дороге и техника управления автомобилем.

Пособие рекомендуется использовать в качестве методической литературы при первоначальном обучении водителей, при повышении их профессионального мастерства, при проведении предрейсовых инструктажей. Целесообразно на основе представленного материала подготовить наглядные пособия и разместить их в местах, где часто бывают водители, - диспетчерской, кабинете по безопасности движения и т.д. Особенно важно проводить разбор и анализ конкретных дорожных происшествий, совершенных либо водителями автопредприятия, либо другими водителями на маршрутах работы транспорта данного предприятия. При этом работники по безопасности движения должны не только точно подобрать аналог, но и проанализировать смежные ситуации, факторы и условия, способствующие возникновению ошибок, привести примеры из своей практики, предложить водителям вспомнить сходные ошибки, независимо от того, привели ли они к дорожному происшествию. Пособие может быть полезно также и при разрешении определенных конфликтных ситуаций между водителями, так как к каждому разделу ситуаций выписаны пункты Правил дорожного движения, которые в той или иной мере могут касаться причин возникновения данного конкретного ДТП.

Удобство предлагаемого пособия - его простота, наглядность, максимальная достоверность. В качестве примеров приводятся происшествия, в основном за 1991 год и с автобусами, которые всегда требовали к себе особого разбирательства. Эти примеры взяты из телетайпограмм. Их редакция заключалась лишь в исключении из текста фамилий водителей, их возраста, стажа, принадлежности транспортных средств и т.д.

Замысел работы над пособием преследует цель - уберечь водителя от совершения или участия в дорожно-транспортном происшествии, сохранить жизнь и здоровье ему и другим участникам дорожного движения.

РАЗДЕЛ 1

ОБЩИЕ ОСНОВНЫЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДТП В РФ, г. МОСКВЕ И НЕКОТОРЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫХ СТРАНАХ

Анализ динамики аварийности на дорогах России позволяет сделать вывод о некоторых положительных тенденциях. Однако для достижения показателей, характеризующих состояние аварийности в ряде экономически развитых стран, в России предстоит еще очень большая и длительная работа. Можно с уверенностью сказать, что в ближайшие 10 - 20 лет проблема борьбы с аварийностью для России будет чрезвычайно актуальна. В этих условиях необходимо воспользоваться уже имеющимся опытом автомобилизации ряда стран, извлекая из него положительные уроки. Причем, один из основных моментов, не требующий особых затрат, - это пропаганда дорожной грамотности и культуры. ДТП, сохранение жизни и здоровья людей в транспортном процессе - явление, которое в той или иной мере касается всех. В первую очередь оно относится к конструкторам, строителям и людям, эксплуатирующим автомобили, к дорожникам, организаторам движения и органам, контролирующим его, к медицинским работникам, юристам, работникам образовательных учреждений и т.д. (включая домохозяек). Поэтому, к приведенным ниже таблицам и диаграммам в основном не приводится никаких комментариев. Читателю предоставлена возможность делать их самому в зависимости от его профессиональной ориентации.

Таблицы, графики, диаграммы позаимствованы, а некоторые построены на основе опубликованной в открытой печати статистической информации Главного Управления ГИБДД МВД России, ГИБДД г. Москвы, НИИ автомобильного транспорта Минтранса России. Они отображают лишь наиболее общие закономерности, существующие в процессе дорожного движения. Публикация же их в данной работе служит целям повышения дорожной грамотности общества.

Таблица 1

Количество дорожно-транспортных происшествий, погибших и раненных в них в Российской Федерации (1988 - 1999 гг.)

Годы

Количество ДТП

Число погибших

Число раненых

Тяжесть последствий*

1988

161320

25938

176583

12,8

1989

189986

32739

207628

13,6

1990

197362

35366

214839

14,1

1991

197659

37510

214409

14,9

1992

184975

36471

200026

15,4

1993

178651

37120

192802

16,1

1994

174908

35599

189877

15,8

1995

167280

32791

183926

15,1

1996

160523

29468

178378

14,2

1997

156500

27700

177900

13,5

1998

160300

29021

183846

13,6

1999

159823

29718

182123

14,0

* Тяжесть последствий = (Число погибших в ДТП/число пострадавших в ДТП) ´ 100

Число пострадавших в ДТП = число раненных в ДТП + число погибших в ДТП

Таблица 2

Количество дорожно-транспортных происшествий, погибших и раненых в них в г. Москве (1988 - 1999 гг.)

Годы

Количество ДТП

Число погибших

Число раненых

Тяжесть последствий

1988

6481

751

7030

9,7

1989

7399

974

7903

10,9

1990

7727

1166

8144

12,5

1991

7654

1197

7913

13,1

1992

7767

1360

3157

14,3

1993

8379

1473

8779

14,4

1994

8276

1458

8481

14,7

1995

7760

1309

7864

14,3

1996

7077

1045

7274

12,6

1997

7134

925

7665

10,8

1998

6941

884

7418

10,6

1999

7049

1027

7524

12,0

Тяжесть последствий ДТП - комплексный показатель, зависящий от целого ряда показателей, в частности, от активной и пассивной безопасности транспортного средства, дорожно-транспортных ситуаций, возникающих на дороге в процессе движения транспортных средств, дорожных условий, дорожной грамотности общества и т.д. Объяснить столь сильное его различие с экономически развитыми странами, равно как и показателей числа погибших в 100 ДТП, числа погибших на 10 тыс. транспортных средств и др. (см. таблицы: 1; 2; 3; 4; 23) можно лишь одним - уровнем цивилизованности общества. Это понятие, по мнению авторов, несколько шире, чем распространенное понятие уровня автомобилизации общества, характеризуемое количеством автомобилей на 100 жителей и зависящее от степени экономического развития и размеров страны.

Таблица 3

Относительные показатели аварийности в РФ (1989 - 1999 гг.)

Год

Число погибших в 100 ДТП

Число пострадавших в ДТП на 100 тыс. населения

Кол-во ДТП на 10 тыс. единиц транспорта

1989

17,2

163,1

80,5

1990

17,9

169,1

84,8

1991

19,0

169,6

85,4

1992

19,7

158,8

71,6

1993

20,8

155,0

65,7

1994

20,4

152,0

61,0

1995

19,6

146,1

57,0

1996

18,4

140,5

53,6

1997

17,7

138,9

52,3

1998

18,1

143,9

51,7

1999

18,5

139,0

53,3

Таблица 4

Показатели тяжести последствий ДТП в России в сравнении с некоторыми зарубежными странами (1994 г.)

Страны

Число погибших в 100 ДТП

Число раненных в 100 ДТП

Тяжесть последствий

Румыния

30,7

87

26,0

Россия

20,4

109

15,8

Польша

12,6

120

9,5

Венгрия

7,5

130

5,5

Дания

6,6

117

5,3

Финляндия

7,7

137

5,3

Испания

7,2

144

4,7

Швеция

3,7

132

2,7

Германия

2,5

131

1,9

Норвегия

3,4

133

2,5

Австрия

3,2

128

2,4

Франция

6,4

142

4,3

США

1,9

150

1,2

При сравнении числа погибших в ДТП в разных странах следует иметь в виду существующие различия в системе отчетности. В соответствии с рекомендациями Организации Объединенных Наций погибшим в ДТП считается лицо, погибшее на месте происшествия или умершее от последствий такового в продолжение последующих 30 дней. В России, Италии - погибшим в ДТП считается тот, кто умирает в течение 7 суток после него, в Греции - в течение 3 суток, в Испании - в течение 24 часов, а в США погибшим в ДТП считается тот, кто умирает после ДТП в течение года. Естественно сопоставлять такую статистику не очень корректно. Однако при ее сравнении принимается допущение, что если человек после ДТП не умирает в течение недели, то вероятность того, что он умрет в течение года небольшая. Тем не менее, и это обстоятельство реальные показатели в России еще более ухудшает.

Таблица 5

Распределение ДТП в РФ по месту их совершения

Место совершения ДТП

Кол-во ДТП (%)

1998 г.

1999 г.

В городах и населенных пунктах

72,4

72,9

Автомобильные дороги вне городов и нас. пунктов

27,2

26,8

Другие места

0,4

0,3

Таблица 6

Распределение количества ДТП и числа пострадавших в городах и населенных пунктах РФ по элементам плана дороги (1998 г.)

Элемент плана

Удельный вес (%)

Тяжесть последствий ДТП

Кол-во ДТП

Число погибших

Число раненых

Прямая в плане

93,5

90,3

92,8

10,3

Кривая в плане

6,5

9,7

7,2

13,8

Таблица 7

Распределение количества ДТП и числа пострадавших в РФ на дорогах вне городов и населенных пунктов по элементам плана дороги (1998 г.)

Элемент плана

Удельный вес (%)

Тяжесть последствий ДТП

Кол-во ДТП

Число погибших

Число раненых

Прямая в плане

85,0

86,0

84,2

20,4

Кривая в плане

15,0

14,0

15,8

18,2

Таблица 8

Распределение количества ДТП и числа пострадавших на автомобильных дорогах РФ по элементам дорожной обстановки (1998 г.)

Участок дороги, инженерные обустройства, сооружения

Кол-во ДТП

Уд. Вес (%)

Тяжесть последствий ДТП

Мост, эстакада

747

1,7

22,4

Тоннель

6

0,01

27,8

Пешеходный переход

240

0,5

11,2

Перекресток

2959

6,7

13,5

Перегон

39252

88,7

21,3

Железнодорожный переезд

128

0,3

29,4

Остановка общественного транспорта

378

0,9

21,3

Таблица 9

ДТП в РФ, в которых зарегистрированы неудовлетворительные дорожные условия

Показатели аварийности

Годы

1994

1995

1996

1997

1998

ДТП (кол-во)

21971

20431

17672

24114

17973

Доля в общем кол-ве ДТП (%)

12,5

12,2

11,0

15,4

11,2

Погибло (чел.)

4542

4083

3369

4474

3486

Ранено (чел.)

24539

23182

20362

27623

20679

Тяжесть последствий ДТП

15,6

15,0

16,0

13,9

14,0

Таблица 10

Основные виды неудовлетворительных дорожных условий в ДТП по РФ (1998 г.)

Неудовлетворительные дорожные условия

% в ДТП с неудовлетворительными дорожными условиями

% в общем кол-ве ДТП

Тяжесть последствий

Неровное покрытие

12,7

1,4

14,9

Дефекты покрытия

4,9

0,5

13,0

Низкие сцепные качества покрытия

51,8

5,8

12,3

Недостаточное освещение

12,3

1,4

20,7

Неисправное освещение

4,1

0,5

18,5

Ограниченная видимость

6,4

0,7

17,3

Таблица 11

Распределение ДТП по их видам в РФ

Виды ДТП

Количество ДТП (%)

1989 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

Столкновение

29,5

24,5

24,5

24,7

Опрокидывание

17,6

14,0

13,5

13,1

Наезд на стоящее ТС

2,5

2,5

2,6

2,6

Наезд на препятствие

6,1

6,4

6,5

6,2

Наезд на пешехода

37,5

47,0

46,6

47,9

Наезд на велосипедиста

4,1

2,8

2,9

} 5,5

Наезд на гужевой тр-т

*

0,4

0,3

Падение пассажира

*

0,8

0,7

Иные виды ДТП

2,4

1,6

1,5

* Здесь и далее по тексту автор не располагает статистическими данными.

Таблица 12

Распределение ДТП по их видам в г. Москве

Виды ДТП

Количество ДТП (%)

1990 г.

1991 - 1995 гг.

1997 г.

1998 г.

Наезд на пешехода

64,5

67,9

63,6

62,5

Столкновение

22,1

19,3

22,4

24,0

Опрокидывание

*

1,3

0,9

0,8

Наезд на препятствие и стоящее ТС

10,0

10,5

12,9

11,7

Иные виды ДТП

*

0,9

1,0

1,0

Таблица 13

Основные причины совершенных ДТП в РФ

Причины ДТП

% в общем количестве ДТП

1995 г.

1996 г.

1997 г.

1998 г.

Нарушение ПДД водителями

75,0

74,9

75,0

75,4

Нарушение ПДД пешеходами

27,1

26,9

30,4

29,7

Неудовлетворительное состояние улиц и дорог

12,2

11,0

15,4

11,2

Технические неисправности

1,5

1,2

4,0

2,8

Таблица 14

Основные причины совершенных ДТП в г. Москве

 

% в общем количестве ДТП

1995 г.

1996 г.

1997 г.

1998 г.

Нарушение ПДД водителями

50,2

49,8

55,2

52,6

Нарушение ПДД пешеходами

49,8

50,2

44,3

47,0

Неудовлетворительное состояние улиц и дорог

*

*

24,9

22,6

Технические неисправности

*

*

2,9

0,2

Таблица 15

Соотношение виновности водителей и пешеходов в ДТП в РФ и г. Москве (среднее 1990 - 1996 гг.)

Регион

Виновность в ДТП водителей (%)

Виновность в ДТП пешеходов (%)

РФ

75

25

г. Москва

51

49

Таблица 16

Распределение ДТП в РФ по основным видам нарушений ПДД водителями ТС

Виды нарушений

% в ДТП совершенных по вине водителей

1992 г.

1993 г.

1994 г.

1995 г.

1996 г.

1997 г.

1998 г.

Управление ТС в нетрезвом состоянии

25,1

25,0

21,1

24,4

23,1

20,8

19,8

Отсутствие прав на управление ТС

32,5

30,9

30,7

29,2

27,1

24,7

24,3

Превышение установлен. скорости

16,5

17,5

19,0

19,7

20,3

11,0

9,6

Несоответствие скорости конкретным дорожным условиям

*

*

*

*

*

22,0

28,6

Неподчинение сигналам регулирования; требов. разметки; дор. знакам

2,3

2,3

2,4

2,3

2,3

*

*

Нарушение правил обгона;

14,8

14,4

14,0

13,4

13,0

2,9

3,1

Выезд на полосу встречн. движения

*

*

*

*

*

16,3

18,0

Нарушение правил проезда перекрестков; несоблюдение очередности проезда

7,8

6,9

6,1

6,0

6,2

8,9

9,5

Нарушение правил маневрирования

9,7

10,4

10,3

10,7

11,7

*

*

Нарушение правил проезда пешеходных переходов

1,9

2,1

2,4

2,6

2,8

3,7

4,4

Несоблюдение дистанции

2,5

2,3

2,3

2,4

2,8

3,5

4,2

Эксплуатация технически неисправного транспорта

2,3

2,0

2,0

2,2

1,8

*

2,5

Все остальные виды нарушений, не вошедших в таблицу, составляют 1,1 и менее процента.

Таблица 17

Распределение ДТП в г. Москве по основным видам нарушений ПДД водителями ТС

Виды нарушений

% в ДТП совершенных по вине водителей

1995 г.

1997 г.

1998 г.

Управление ТС в нетрезвом состоянии

9,5

13,8

15,9

Превышение скорости

23,1

42,0

38,1

Неподчинение сигналам регулирования

1,7

*

*

Нарушение правил маневрирования

15,0

14,5

15,6

Выезд на встречную полосу

9,8

*

*

Проезд перекрестков

4,9

8,9

9,4

Несоблюдение дистанции

2,8

*

*

Иные

32,4

*

*

Таблица 18

Распределение ДТП в г. Москве по основным видам нарушений ПДД пешеходами

Виды нарушений

Количество ДТП (%)

1990 - 1995 гг.

1997 г.

1998 г.

Переход в неустановленном месте

91,6

73,4

78,5

Неожиданный выход из-за транспорта

4,2

11,1

8,3

Переход на запрещающий сигнал светофора

3,2

3,7

4,2

Нетрезвое состояние

15,2

16,4

12,4

Таблица 19

Распределение ДТП в РФ по основным видам нарушений ПДД пешеходами

Виды нарушений

Кол-во ДТП (%)

1997 г.

1998 г.

Переход проезжей части в неустановленном месте

58,3

59,5

Неподчинение сигналам регулирования ДД

5,2

5,2

Неожиданный выход на проезжую часть из-за ТС, деревьев, сооружений и др.

19,8

17,5

Передвижение по проезжей части при наличии тротуара

4,2

4,1

Появление ребенка на проезжей части без взрослого

3,1

2,6

Игра на проезжей части

1,6

1,5

Состояние опьянения

23,8

23,2

Таблица 20

Распределение пострадавших в ДТП в РФ по категориям участников ДД (1995 г.)

Категории участников ДД

Погибло (% от общего числа погибших)

Ранено (% от общего числа раненых)

Кол-во пострадавших в ДТП (% от общего числа)

Водители

31,2

27,8

29,5

Пассажиры

26,2

31,8

29,0

Пешеходы

39,5

37,6

38,6

Иные участники ДД

3,1

2,8

2,9

Таблица 21

Распределение пострадавших в ДТП в г. Москве по категориям участников ДД

Категории участников ДД

1991 - 1995 гг.

1997 г.

1998 г.

Погибло (% от общего числа погибших)

Ранено (% от общего числа раненых)

Погибло (% от общего числа погибших)

Ранено (% от общего числа раненых)

Погибло (% от общего числа погибших)

Ранено (% от общего числа раненых)

Водители

19,5

20,8

22,1

23,6

24,1

23,8

Пассажиры

15,7

21,9

19,7

21,1

18,7

21,6

Пешеходы

64,8

57,3

58,2

55,3

56,9

54,6

В таблице 15 (см. также и таблицу 14) представлены сведения, которые вызывают вопросы, связанные с тем, что это либо действительно большое количество ситуаций, в которых виновны водители, либо это определенное направление в подходе расследования ДТП.

Рис. 3 Распределение числа пострадавших в ДТП (%) в РФ по основным категориям участников дорожного движения (1998 г.)

Рис. 4. Распределение числа пострадавших в ДТП пешеходов (%) в РФ по отдельным социальным группам (1998 г.)

Таблица 22

Распределение пострадавших в ДТП в России и некоторых зарубежных странах по категориям участников дорожного движения (1994 г.)

Страны

Категории участников ДД

Водители (%)

Пешеходы (%)

Пассажиры (%)

Велосипедисты (%)

Румыния

15,7

48,8

22,6

6,4

Россия

26,6

37,9

33,0

2,5

Польша

28,1

32,0

31,9

7,5

Венгрия*

35,9

17,7

34,0

12,4

Дания

45,3

10,7

19,9

23,5

Финляндия*

44,8

12,4

27,9

14,8

Испания

52,2

11,7

33,1

2,5

Швеция

53,3

7,2

23,6

15,2

Германия

52,2

8,5

24,5

14,1

Норвегия

53,1

9,8

27,9

8,7

Австрия

54,8

9,1

23,7

11,4

Франция

54,2

11,6

25,6

3,9

США

63,0

2,9

31,7

1,9

* По данным 1993 г.

Таблица 23

Тяжесть последствий ДТП в России и некоторых зарубежных странах по категориям участников дорожного движения (1994 г.)

Страны

Число погибших на 100 пострадавших в ДТП

Водители

Пешеходы

Пассажиры

Велосипедисты

Румыния

28,3

25,5

24,7

32,9

Россия

17,5

16,1

14,0

15,3

Польша

10,0

11,8

6,4

10,3

Венгрия*

5,3

10,9

4,5

6,4

Дания

6,2

8,5

3,9

3,2

Финляндия*

6,1

8,4

4,4

5,2

Испания

4,6

7,2

3,9

5,1

Швеция

2,9

5,5

2,3

1,6

Германия

2,0

3,3

1,6

1,1

Норвегия

2,4

3,7

2,2

1,6

Австрия

2,4

4,5

2,2

1,2

Франция

4,8

4,9

3,8

4,1

США

1,1

5,7

1,0

1,3

* По данным 1993 г.

Читателю предлагается обратить внимание на очень большую тяжесть последствий ДТП в период с 22-х до 6-ти часов (рис. 8 и 9). Несмотря на уменьшение общего количества ДТП в это время, тяжесть последствий возрастает в 2 раза.

Определенный интерес представляют сведения, представленные в таблице 25. Чем объяснить столь сильное различие в количестве случаев употребления алкоголя водителями Москвы от средних значений по России? Культурой? Дорожной грамотностью? Более напряженными условиями работы? Более жестким контролем со стороны ГИБДД?

Рис. 5. Распределение ДТП в РФ по месяцам

Рис. 6. Распределение ДТП в г. Москве по месяцам

Рис 7. Распределение ДТП в г. Москве по дням недели (понедельник принят за 100 %)

Рис. 8 Распределение ДТП в г. Москве по часам суток

Таблица 24

Распределение количества ДТП в РФ по часам суток

1995 г.

1998 г.

Часы суток

Кол-во ДТП (%)

Тяжесть последствий

Часы суток

Кол-во ДТП (%)

Тяжесть последствий

0 - 3

7,2

18,9

0 - 7

13,4

18,6

3 - 6

3,0

20,3

7 - 11

13,0

12,4

6 - 9

8,1

14,2

11 - 18

36,6

11,0

9 - 12

12,9

11,8

18 - 22

26,5

14,2

12 - 15

15,8

12,6

22 - 24

10,5

15,9

15 - 18

21,4

14,2

 

 

 

18 - 21

20,0

16,4

 

 

 

21 - 24

11,6

17,9

 

 

 

Рис. 9. Распределение тяжести последствий ДТП в г. Москве по часам суток (среднее 1995 - 1998 гг.)

Таблица 25

Удельный вес ДТП, совершенных в РФ и г. Москве водителями, находящимися в нетрезвом состоянии

Регион

Процент от общего количества ДТП

88 г.

89 г.

90 г.

91 г.

92 г.

93 г.

94 г.

95 г.

96 г.

97 г.

98 г.

99 г.

РФ

19,8

20,5

19,2

18,1

19,1

18,6

18,6

18,5

17,3

15,6

14,9

14,4

г. Москва

6,4

7,2

7,4

7,4

7,2

4,9

5,1

4,7

5,3

7,6

8,4

7,9

Таблица 26

Распределение ДТП в РФ по стажу работы водителей, в происшествиях, совершенных по их вине (1998 г.)

Водительский стаж

% от общего кол-ва ДТП по вине водителей

Тяжесть последствий ДТП

До 3 лет

45,6

12,9

3 - 9 лет

32,8

14,2

10 лет и более

21,6

14,5

Таблица 27

Относительные показатели аварийности в РФ по типам транспортных средств

Типы ТС

1992 г.

% от ДТП по вине водителей

Удельный вес ДТП (% от всех ДТП)

Тяжесть последствий

1997 г.

1998 г.

Легковой

53,5

12,5

60,2

63,0

Грузовой

26,4

22,4

9,5

8,6

Автобус

7,1

15,5

2,9

2,6

Мототранспорт

24,5

12,1

15,5

14,4

Электротранспорт

1,5

14,4

*

*

Тракторы и самоходные механизмы

3,9

30,5

2,3

1,8

Таблица 28

Абсолютные и относительные показатели травматизма водителей различных типов транспортных средств в РФ (1994 г.)

Типы ТС

Кол-во погибших водителей (% от общего кол-ва)

Число погибших водителей на 10 тыс. ТС

Кол-во раненных водителей (% от общего кол-ва)

Число раненных водителей на 10 тыс. ТС

Грузовые

11,2

2,8

3,1

3,7

Автобусы

1,4

2,4

1,7

14,1

Легковые

53,2

4,2

54,4

20,3

Мототрансп.

34,2

3,4

40,8

19

Таблица 29

Абсолютные и относительные показатели травматизма пассажиров различных типов транспортных средств в РФ (1994 г.)

Типы ТС

Кол-во погибших пассажиров (%)

Число погибших пассажиров на 10 тыс. ТС

Кол-во раненных пассажиров (%)

Число раненных пассажиров на 10 тыс. ТС

Грузовые

25,6

6,4

18,8

29

Автобусы

3,1

5,3

5,4

56,4

Легковые

59,4

4,7

60,5

29,3

Мототрансп.

11,9

1,2

15,3

9,2

Таблица 30

ДТП в РФ из-за технических неисправностей транспортных средств

Показатели аварийности

Годы

1994

1995

1996

1997

1998

ДТП (кол-во)

2274

2436

1998

6227

4558

Доля в общем кол-ве ДТП (%)

1,3

1,5

1,3

4,0

2,8

Погибло (чел.)

542

516

296

1343

1026

Ранено (чел.)

2648

2984

2357

7446

5330

Тяжесть последствий

17,0

14,7

14,4

15,3

16,1

Таблица 31

Распределение ДТП в РФ по видам технических неисправностей транспортных средств

Виды неисправностей

Кол-во ДТП (%)

1985 - 1989 гг.

1995 г.

1998 г.

Тормоза

30,6

28,7

36,1

Свет

24,6

25,7

26,2

Рулевое управление

11,5

11,6

13,6

Шины

9,8

13,4

15,9

Колеса

8,4

9,2

4,0

Поломки и обрывы сцепных устройств

4

2,5

1,5

Иное

11,1

12,3

20,7

Таблица 32

Распределение по местам наибольшего повреждения ТС в ДТП по РФ (1998 г.)

Места наибольшего повреждения

ДТП (% от общего кол-ва)

Погибло (% от общего числа)

Ранено (% от общего числа)

Тяжесть последствий ДТП

Середина передней части ТС

61,1

74,3

70,3

14,3

Передний левый угол ТС

26,0

31,9

31,7

13,7

Передний правый угол ТС

25,8

28,0

29,2

13,1

Середина задней части ТС

8,2

8,6

9,4

12,6

Задний правый угол ТС

4,7

4,7

5,5

11,8

Задний левый угол ТС

5,5

5,2

6,4

11,4

Середина левой стороны ТС

7,6

8,7

9,1

13,0

Середина правой стороны ТС

7,0

7,7

8,2

12,9

Таблица 33

Распределение ДТП и числа пострадавших в них по количеству транспортных средств, участвовавших в происшествии в РФ (1998 г.)

Кол-во ТС, участвовавших в ДТП

ДТП

Погибло

Ранено

Тяжесть последствий ДТП

абс. число

% от общего кол-ва ДТП

(чел.)

% от общего числа погибших

(чел.)

% от общего числа раненых

1 ТС

109095

68,1

18059

62,2

111166

60,5

14,0

2 ТС

48008

29,9

10149

35,0

67428

36,7

13,1

3 ТС

2791

1,7

707

2,4

4530

2,5

13,5

4 ТС

345

0,2

94

0,3

605

0,3

13,4

5 ТС

45

0,028

11

0,038

85

0,046

11,5

6 ТС

11

0,007

1

0,003

22

0,012

4,3

7 ТС

3

0,002

-

-

3

0,002

0,0

8 ТС

2

0,001

-

-

7

0,004

0,0

Таблица 34

Структура автомотопарка РФ и некоторых зарубежных стран (за 1990 г., в % от общей численности парка)

Страна

Грузовые а/м

Легковые а/м

Автобусы

Мототранспорт

Россия

12,5

43,8

2,0

41,7

США

8,2

83,8

0,3

8,2

Австрия

6,7

79,0

0,2

14,1

Англия

9,4

86,3

0,3

4,0

Венгрия

8,9

82,8

1,1

7,2

Финляндия

11,0

81,3

0,4

7,3

Франция

11,0

77,0

0,2

11,8

Швеция

7,8

90,8

0,4

1,0

Таблица 35

Численность автомототранспорта некоторых стран в 1993 г.

Страны

Количество ТС

в % к 1990 г.

Кол-во ТС на 100 жителей

Румыния

2459335

 

11

Россия

27191443

 

18

Польша

9114076

118,1

24

Венгрия

2508552

106,8

24

Дания

1983177

98,3

38

Финляндия

2198322

97,4

43

Испания

17501561

113,3

45

Швеция

3933823

99,2

45

Германия

37113292

107,5

46

Норвегия

2142735

101,7

49

Австрия

4167648

110,0

52

Франция

30665111

101,3

53

США

168382719

91,7

65

В печати встречаются сведения, приводимые в таблице 35. Они могут быть представлены в иной форме, быть более свежими и т.д. Суть остается одна - на их основе делается вывод о том, что в России на каждых 10 человек приходится почти два транспортных средства. Это не так уж и плохо по сравнению с развивающимися странами, думают многие, принимая за транспортное средство только автомобили, в чем и делают ошибку. Для наведения справки можно порекомендовать читателю посмотреть таблицу 34, из которой видно, что почти около половины транспортных средств в России, это мотоциклы и мотороллеры с объемом двигателя более 50 куб. см.

Диаграмма, изображаемая на рис. 10, приводится с целью размышления над возможным наступлением предела в насыщенности города транспортными средствами, учитывая, при этом, что индивидуальные транспортные средства в г. Москве составляют около 87 % от общей численности парка.

РАЗДЕЛ 2

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ ПО ПРИЧИНАМ, УСЛОВИЯМ, ОШИБОЧНЫМ ДЕЙСТВИЯМ ВОДИТЕЛЕЙ, ПРИВЕДШИХ К ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЮ. РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ ВОДИТЕЛЕЙ ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.

ПРИМЕРЫ ПРОИСШЕСТВИЙ.

Регламентация действий водителей Правилами ДД

1. Останавливаться нужно на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии - у края проезжей части. (п. 12.1.).

2. Стоянка запрещается вне населенных пунктов на проезжей части дорог, обозначенных дорожным знаком 2.1 (Главная дорога). (п. 12.5.).

3. При вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена, или там, где с учетом условий видимости, транспортное средство не может быть своевременно замечено другими водителями водитель обязан включить аварийную световую сигнализацию. (п. 7.1.).

4. После включения аварийной световой сигнализации, а также при ее неисправности или отсутствии водитель незамедлительно должен установить знак аварийной остановки (мигающий красный фонарь). Этот знак устанавливается на расстоянии, обеспечивающем в конкретной обстановке своевременное предупреждение других водителей об опасности, однако это расстояние должно быть не менее 15 м от транспортного средства в населенных пунктах и 30 м - вне населенных пунктов. (п. 7.2.).

Под условиями ограниченной видимости, при которых транспортное средство не может быть своевременно замечено другими водителями, подразумевается (авт.):

- видимость дороги от транспортного средства ограничена продольным либо в плане ее профилем, и составляет менее 100 м;

- на остановившемся на проезжей части дороги в ночное время, либо в условиях недостаточной видимости, транспортном средстве, не включено (неисправно) габаритное освещение, стояночные огни или аварийная сигнализация, либо указанные световые приборы покрыты слоем грязи или снега, не позволяющими их своевременно увидеть;

- на проезжей части транспортное средство остановилось в ночное время, либо в условиях недостаточной видимости, таким образом, что движущимися по дороге водителями других транспортных средств не может быть своевременно замечено его габаритное освещение, стояночные огни или аварийная сигнализация, либо их заслоняет перевозимый груз (закругление дороги, перевозка длинномерных грузов и т.д.).

5. При вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена, водитель должен принять все возможные меры для отвода транспортного средства из этих мест (п. 12.6.).

6. Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.

Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в милицию. (п. 1.5.)

7. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства. (п. 10.1.).

Рекомендации организациям, обеспечивающим безопасность ДД

ГИБДД

- регулярный контроль за дорогой и своевременное принятие мер к удалению с проезжей части или предупреждению участников движения о стоящих транспортных средствах, прицепах или других предметах, вызывающих опасность для движения.

АТП

- обеспечение транспортных средств фонарями с мигающим красным светом.

ГИБДД и АТП

- контроль за наличием, состоянием, исправностью и видимостью внешних световых приборов и оборудованием транспортных средств.

ДО

- обустройство дорог обочинами и их содержание в надлежащем состоянии;

- оборудование дорог, с недостаточной шириной обочин, площадками для стоянки автомобилей.

Примеры ДТП

- 18 января в 18 час., на 10 км автодороги Буй - Кострома, водитель автобуса ЛАЗ-695, при движении в свете фар и разъезде со встречным автомобилем, совершил наезд на стоящий на проезжей части, без знаков оповещения и с неработающим габаритным освещением, автомобиль ЗИЛ-130, которого должен был буксировать, стоящий впереди него, автомобиль УРАЛ. В результате столкновения погибли водитель автомобиля ЗИЛ и водитель автомобиля УРАЛ, закреплявшие в это время буксировочный трос. Один пассажир автобуса получил травмы.

- 25 ноября, в 18 час, на 36 км автомобильной дороги Москва - Киев произошло падение с моста в овраг глубиной около 7 м автобуса ЛАЗ-695. В результате падения 3 пассажира погибли, 24 ранены.

Происшествие произошло при следующих обстоятельствах. Водитель автомобиля ЗИЛ-130В перевозил бревна от разобранного дома. Опускаясь по уклону и не доезжая до моста при торможении на гололеде, автомобиль занесло, произошло его складывание, в результате чего, проезжая часть на 2/3 оказалась перегороженной. Знак аварийной остановки водитель выставить не успел. Двигаясь с интервалом 2 - 3 мин. за автомобилем ЗИЛ водитель автобуса заметил его в непосредственной близости и избежать происшествия не смог.

Регламентация действий водителей Правилами ДД

1. Водитель может покидать свое место или оставлять транспортное средство, если им приняты необходимые меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства. (п. 12.8.).

К необходимым мерам относятся:

- на транспортном средстве включена первая или задняя передача и стояночный тормоз (авт.);

- на грузовом автомобиле с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т и автобусе с разрешенной максимальной массой свыше 5 т применен противооткатный упор. (п. 7.7. Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств).

Оставляя автомобиль на уклоне, водитель всегда должен помнить о том, что не исключается возможность его самопроизвольного движения - либо по техническим причинам, либо по причинам «вмешательства» в его органы управления пассажиров или других людей. (авт.).

При остановке автомобиля на дороге с уклоном, при наличии бордюра, руль желательно повернуть в такое положение, чтобы колеса, в случае самопроизвольного движения автомобиля, уперлись бы в бордюр. (авт.).

Рекомендации организациям, обеспечивающим безопасность ДД

АТП

- обеспечение грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т и автобусов с разрешенной максимальной массой свыше 5 т противооткатными упорами.

Примеры ДТП:

- 23 декабря, в 16 час. 20 мин. на ул. Ленина в г. Ижевске водитель автобуса 11 маршрута, прибыв на конечную остановку «Центр» и высадив пассажиров, оставил автобус (ЛиАЗ-677) и пошел предупредить ожидающих пассажиров, что автобус по маршруту не пойдет. В это время автобус самопроизвольно покатился, совершив наезд на двух проходивших мимо пешеходов. Один пешеход погиб, другой получил тяжелые травмы.

- 18 июля в 14 час. 40 мин на ул. Бытка, г. Сочи, при скатывании автобуса под уклон, без водителя, находившиеся в салоне автобуса два пассажира выпрыгнули из него. Оба получили травмы и были госпитализированы.

Регламентация действий водителей Правилами ДД

1. Водитель может покидать свое место или оставлять транспортное средство, если им приняты необходимые меры, исключающие возможность использование его в отсутствие водителя. (п. 12.8.).

Не оставлять транспортное средство при работающем двигателе, не оставлять ключ в замке зажигания. (авт.).

Рекомендации организациям, обеспечивающим безопасность ДД

АТП

- организация выпуска автомобилей на линию, исключающего возможность нарушений установленного порядка выезда (самовольное использование транспортного средства обслуживающим персоналом и т.д.) (авт.)

Примеры ДТП:

- 30 января в 13 час. 45 мин. в г. Сургуте водитель автомобиля МАЗ-5334 оставил автомобиль, не приняв мер против угона. Произошел угон. Угонщик, личность не установлена, в зоне внутриквартального проезда совершил наезд на двух пешеходов, нанеся им тяжелые травмы.

Регламентация действий водителей Правилами ДД

1. Начиная движение, водитель не должен создавать помех другим участникам движения. При этом маневр должен быть безопасен. (п. 8.1.).

Как бы Вы ни торопились всегда помните: «Перед началом движения водитель обязан убедиться, что это будет безопасно». (авт., п. 9.1 ПДД, действовавших до 1994 г.)

Примеры ДТП:

- 12 февраля в 12 час. 30 мин. на Московском шоссе в пос. Ям-Ижора водитель, управляя автомобилем МАЗ-500 с прицепом, подвозил по пути в деревню Колпино водителя этого же предприятия. В момент, когда он, высадив пассажира, отъезжал от места остановки, тот поскользнулся со снежного вала и упал под прицеп. В результате наезда пассажир скончался на месте происшествия.

- 26 декабря, в 14 час. 25 мин. в поселке Поросозеро (Карелия), водитель автомобиля ГАЗ-52 (почтовый фургон), при отъезде от места остановки, где произвел погрузку почтовой корреспонденции, совершил наезд задними правыми колесами на ребенка 2 лет. Почувствовав, что автомобиль тряхнуло, водитель остановился.

- 28 февраля на автодороге в районе селения Ширвиновка, водитель автобуса ПАЗ-672 допустил столкновение с автомобилем Жигули, который резко выехал с обочины на дорогу, не пропустив автобус. В результате ДТП водитель автомобиля Жигули скончался в больнице.

Регламентация действий водителей Правилами ДД

1. Перед перестроением, поворотом, разворотом водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления. При этом маневр должен быть безопасен и не создавать помех другим участникам движения. (п. 8.1.)

2. Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра. При этом подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности. (п. 8.2.).

3. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. (п. 8.4.).

4. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа. (п. 8.4.).

5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении. (п. 8.5.).

6. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что:

- полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и этим маневром он не создаст помех встречным и движущимся по этой полосе транспортным средствам.

- водитель впереди движущегося транспортного средства не подал сигнал об повороте (перестроении) налево. (п. 11.1.).

7. Обгон транспортного средства, производящего обгон или объезд, запрещен. (п. 11.5.).

8. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения. (п. 10.1.).

Примеры ДТП:

- 14 января в 8 час. 20 мин. в г. Краснодаре на Ростовском шоссе водитель автомобиля ВАЗ-2101 производил обгон автомобиля ГаЗ-53. В момент, когда он почти поравнялся с ним, последний принял влево для обгона движущегося впереди грузового автомобиля, не убедившись в безопасности. Автомобиль ВАЗ-2101 оказался вытесненным на левую сторону дороги, где произошло его столкновение с движущимся во встречном направлении автобусом Икарус-250. При ДТП водитель и пассажир ВАЗ погибли.

- 21 января в 14 час. 10 мин. на 561 км автомобильной дороги Ростов-Баку водитель автобуса ЛАЗ-697, выполняя рейс Нальчик - Хабиз, допустил столкновение с автомобилем ЗИЛ-130, водитель которого из правого ряда резко повернул влево на объездную дорогу, не пропустив следующий в попутном направлении автобус.

- 4 февраля в 13 час. в г. Калининграде на ул. Горького у дома № 22/10 водитель автомобиля УАЗ-452 (солдат срочной службы), избегая столкновения с обгонявшим его легковым автомобилем, произвел наезд на стоящий на автобусной остановке автобус Икарус-280. В результате ДТП пострадал пассажир УАЗа (военнослужащий), который с диагнозом закрытый перелом правой голени доставлен в медсанчасть.

- 6 ноября в 11 час. 40 мин. водитель на автобусе ЛиАЗ-677, работая на пригородном маршруте «Армавир - КНИТИМ», при объезде ямы на проезжей части резко принял вправо, выехал на правую обочину и опрокинул автобус на правый бок, с 70 пассажирами в салоне. В результате происшествия 4 пассажира травмированы, 2 из них госпитализированы.

- 20 мая в 14 час. 20 мин. в г. Калининграде на Московском проспекте водитель, управляя автобусом ЛАЗ-695, при перестроении с правого ряда в левый произвел столкновение с мотоциклом ИЖ-Ю-спорт, следовавшим в левом ряду в попутном направлении. В результате полученных при столкновении травм водитель мотоцикла скончался.

Регламентация действий водителей Правилами ДД

1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что:

- полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и этим маневром он не создаст помех встречным и движущимся по этой полосе транспортным средствам;

- по завершении обгона он сможет, не создавая помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу. (п. 11.1.).

2. В конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью, обгон с выездом на встречную полосу движения, запрещен. (п. 11.5.).

3. Если встречный разъезд затруднен, то водитель, на стороне которого имеется препятствие, должен уступить дорогу. На уклонах, обозначенных знаками 1.13 и 1.14 (Крутой спуск, Крутой подъем), при наличии препятствия, уступить дорогу должен водитель транспортного средства, движущегося на спуск. (п. 11.7.).

Примеры ДТП:

- 24 сентября 98 г. на 8 км автодороги Нижний Тагил - Екатеринбург водитель автобуса Икарус-280 Нижнетагильского муниципального пассажирского предприятия на пригородном маршруте, при обгоне трактора, допустил касательное столкновение с автомобилем КамАЗ-55111, двигавшегося во встречном направлении. В ДТП погибли 8 пассажиров автобуса и 3 получили ранения.

- 20 января 97 г. в Буйнакском районе Республики Дагестан водитель микроавтобуса РАФ-22031, при обгоне автомобиля КамАЗ выехал на полосу встречного движения, где произошло боковое столкновение с двигавшимся навстречу автобусом ПАЗ-3205. В результате ДТП 10 человек погибли и 3 получили ранения.

- 9 ноября 97 г. в Архангельской области, на 5 км автодороги Новодвинск - Холмогоры, рейсовый автобус ЛиАЗ, при объезде остановившегося в конце спуска легкового автомобиля ВАЗ, допустил столкновение с движущимся также на спуск во встречном направлении автобусом. Погиб 1 пассажир и 42 получили ранения.

Регламентация действий водителя Правилами ДД

1. При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, на закончившим переход проезжей части данного направления. (п. 13.8.)

2. Желтый сигнал светофора предупреждает о предстоящей смене сигналов и запрещает движение, кроме случаев когда водители не могут остановиться перед стоп-линией, пересекаемой проезжей частью и т.п., не прибегая к экстренному торможению. (п.п. 6.2.; 6.14.).

В приведенной ситуации, при отсутствии свидетелей, возникают ситуации, когда водитель, ударивший освобождающий перекресток автомобиль, в свое оправдание, для желания отыскания обстоятельств наступления обоюдной вины, часто думает, что последний выехал на перекресток на красный сигнал светофора. Для разрешения этой конфликтной ситуации необходимо обратить внимание на определение скорости движения автомобиля, продолжительности горения желтого сигнала светофора и времени от момента прекращения горения желтого и включения для противоположного направления зеленого сигнала. Путем сопоставления расстояний, полученных при расчетах с этими величинами, при условии автоматического светофорного регулирования, когда продолжительность горения сигналов одинакова для каждого цикла, зачастую можно воссоздать истинную картину возникновения происшествия. (авт.).

Регламентация действий водителей Правилами ДД

1. На перекрестке неравнозначных дорог (неравнозначность дорог определяется дорожными знаками, покрытием по отношению к грунтовой дороге, либо дороге по отношению к выездам с прилегающих территорий) водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения. (п. 13.9.).

2. На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. (п. 13.11.).

3. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при выезде на перекресток, где организовано круговое движение (п. 8.5.), либо направление движения предписывается соответствующими дорожными знаками.

4. Перед перестроением, поворотом (разворотом) водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления. (п. 8.1.).

Подача сигнала производится заблаговременно до начала выполнения маневра, не дает водителю преимущества и не освобождают его от принятия мер предосторожности. (п. 8.2.).

При этом маневр должен быть безопасен и не создавать помех другим участникам движения. (п. 8.1.).

5. При повороте налево или развороте водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо, а на перекрестке и тем, которые поворачивают направо. (п.п. 8.8.; 13.4.; 13.12.).

Если ширина проезжей части недостаточна для разворота из крайнего положения, его допускается производить от правого края проезжей части. При этом водитель, производящий разворот, должен уступить дорогу не только встречным транспортным средствам, но и транспортным средствам движущимся в попутном направлении. (п.п. 8.8.; 8.4.).

6. При желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика перекресток считается нерегулируемым, и водители обязаны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и установленными на перекрестке знаками приоритета. (п. 13.3.).

7. При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления. (п. 13.8.).

8. Желтый сигнал светофора, или поднятая вверх рука регулировщика запрещают движение, кроме случаев, когда водитель перед пересекаемой проезжей частью не может остановиться, не прибегая к экстренному торможению. (п.п. 6.10.; 6.13.; 6.14.).

9. При проезде мостов или других узких участков дорог, обозначенных дорожным знаком 2.6 «Преимущество встречного движения» (красный цвет стрелки, изображенной на знаке круглой формы), водитель должен уступить дорогу встречным транспортным средствам, находящимся на узком участке или противоположном подъезде к нему. (п. 2.6. Дорожные знаки.).

10. Если движение не регулируется светофором или регулировщиком, водитель трамвая пользуется преимуществом на проезд, кроме случаев выезда из депо. (п.п. 18.1.; 13.11.).

11. При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущихся с других направлений. (п. 13.5.).

Примеры ДТП:

- 2 августа, в 13 час. 15 мин., водитель автомобиля ПАЗ-672, следуя по пригородному маршруту «Красная Яруга - Березовка» с 45-ю пассажирами в салоне, совершил на перекрестке столкновение с автомобилем КамАЗ, водитель которого не выполнил требование дорожного знака 2.4 «Уступите дорогу» и не пропустил двигавшийся по дороге автобус.

Удар произошел в боковую часть автобуса, в результате чего он опрокинулся, оказавшись на противоположной стороне дороги, где на автобусной остановке стояли 6 чел. В результате ДТП, 1 чел. стоявший на дороге погиб, 43 чел. доставлены в больницу, из которых 30 были госпитализированы.

- 5 февраля, в 8 час. 45 мин., в г. Уфе, водитель автомобиля ЗИЛ-555, выезжая со второстепенной дороги на главную, создал аварийную ситуацию для автобуса ЛиАЗ-677, выполнявшего городские перевозки по маршруту № 23. Избегая столкновения с автомобилем ЗИЛ, водитель выехал на полосу встречного движения и допустил касательное столкновение со встречным автобусом ЛАЗ-695. В результате столкновения пострадало 9 пассажиров автобуса ЛиАЗ-677.

Регламентация действий водителей Правилами ДД

1. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях, на движущихся механических транспортных средствах и мопедах должны быть включены фары дальнего или ближнего света, на прицепах - габаритные огни, на велосипедах - фары или фонари, на гужевых повозках - фонари (при их наличии). (п. 19.1.).

2. Запрещается движение транспортных средств при негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях на дорогах без искусственного освещения в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, не действующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада. (п. 2.3.1.).

3. При буксировке, на буксируемом транспортном средстве, должна быть включена аварийная сигнализация. (п. 7.1.).

При отсутствии или неисправности аварийной световой сигнализации на буксируемом транспортном средстве на его задней части должен быть закреплен знак аварийной остановки. (п. 7.3.).

4. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояния транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства. (п. 10.1.).

5. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения. (п. 9.10.).

6. При ослеплении водитель должен включить аварийную световую сигнализацию и, не меняя полосу движения, снизить скорость и остановиться. (п. 19.6.).

Регламентация действий водителей Правилами ДД

1. Водителю запрещается резко тормозить, если это не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия. (п. 10.4.).

2. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения. (п. 9.10.).

3. Перед перестроением, поворотом, разворотом водитель обязан заблаговременно до начала выполнения маневра подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления. (п.п. 8.1.; 8.2.).

4. Выбор водителем скорости движения производится с учетом интенсивности движения, особенностей и состояния транспортного средства и груза, дорожных и метеорологических условий. (п. 10.1.).

Примеры ДТП:

- 30 декабря в 9 час. 15 мин. на 815 км автомобильной дороги Москва - Ростов водитель автомобиля ВАЗ-2107, из-за резкого, неожиданного торможения впереди следовавшего автомобиля, выехал на полосу встречного движения, где совершил столкновение с автомобилем ЗИЛ-133. В результате столкновения автомобиль ЗИЛ-133 развернуло поперек дороги, после чего на него совершил наезд, следовавший за автомобилем ВАЗ, автобус Икарус-250.

При столкновении оба транспортных средства загорелись из-за нахождения двух бочек с дизельным топливом в кузове автомобиля ЗИЛ-133, при этом автобус сгорел полностью, автомобиль ЗИЛ-133 частично. Погибло 57 (!) человек.

- 23 марта в 10 час. на 400 км автодороги Москва - Ростов (село Екатериновка) водитель автомобиля КамАЗ-5320, из-за несоблюдения дистанции и внезапного резкого торможения впереди следовавшего автомобиля был вынужден выехать на полосу встречного движения, где произошло его столкновение с автомобилем КамАЗ, двигавшегося во встречном направлении. В результате столкновения водитель и три пассажира КамАЗ получили травмы различной тяжести.

- 2 октября в 11 час водитель автомобиля КамАЗ-5320 на 242 км автодороги Москва - Волгоград совершил столкновение с резко затормозившим впереди автомобилем КамАЗ. Сидевший в автомобиле пассажир получил травму ног и госпитализирован.

Регламентация действий водителей Правилами ДД

1. Водитель должен соблюдать необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения. (п. 9.10.). В литературе рекомендуемый боковой интервал между автомобилями, при встречных разъездах, обеспечивающий безопасность, принимается в зависимости от скорости и составляет, как правило, не менее 1 м (авт.).

2. Водителю запрещается превышать максимальную скорость, определенную технической характеристикой транспортного средства. (п. 10.4.).

3. Если габариты транспортного средства с грузом или без груза превышают по ширине 2,5 м, по высоте 4 м от поверхности проезжей части, или по длине 20 м (включая прицеп), либо перевозки осуществляются с двумя и более прицепами, то на движение таких транспортных средств в Госавтоинспекции должно быть получено специальное разрешение, в котором указываются условия перевозки, в частности в какое время, по какому маршруту и с помощью каких предупредительных мер, обеспечивающих безопасность, осуществляется движение. (Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации; Инструкция по перевозке опасных грузов автомобильным транспортом).

4. Груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди или сзади более чем на 1 м или сбоку более чем на 0,4 м от внешнего края габаритного огня, должен быть обозначен опознавательными знаками «Крупногабаритный груз» (щиток размером 400 ´ 400 мм с нанесенными по диагонали красными и белыми чередующимися полосами шириной 50 мм со световозвращающей поверхностью), а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, спереди фонарем или световозвращателем белого цвета, сзади фонарем или световозвращателем красного цвета. (п. 23.4.).

5. При встречных разъездах, при движении в свете фар, водителю можно рекомендовать ориентироваться не столько по встречному транспортному средству, сколько по правой обочине, краю проезжей части. (авт.).

- При расследовании ДТП, столкновений при встречных разъездах, всегда ставится вопрос: «Какое из транспортных средств пересекло явную или воображаемую осевую линию дороги?». Отвечать на этот вопрос очень часто помогают следы от колес транспортных средств, оставленных на проезжей части перед моментом столкновения. Когда эти следы отстоят от осевой линии достаточно далеко, то вопросов нет. Но бывают случаи, когда судьба водителя решается 2 - 3 сантиметрами на дороге. В этом случае к следам нужно отнестись очень внимательно и при окончательном выводе, в подобных обстоятельствах, всегда пользоваться непосредственными замерами, произведенными на этом или другом, однотипном, транспортном средстве. Измеренное расстояние от колеса до внешнего габарита транспортного средства по ширине может судьбу водителя резко изменить. (авт.)

Рекомендации организациям, обеспечивающим безопасность ДД

Автомобильная промышленность

- Подавляющее число погибших (ежегодно около 70 - 80 %) в столкновениях при встречных разъездах - пассажиры автобусов. Эти происшествия, как правило, происходят на загородных дорогах, в зимнее время, на узкой, из-за заснеженности, проезжей части, когда водителю трудно ориентироваться на дороге. Смерть пассажиров наступает из-за деформации салона автобуса выше уровня пола, когда кузовом встречного автомобиля отрывается вся левая часть автобуса, вместе с расположенными там пассажирскими сидениями. Еще хуже, когда встречный автомобиль оказывается самосвалом с металлическим кузовом, который закреплен только сзади на двух пальцах. В этих случаях при ударе кузов часто разворачивается, отрывается, и полностью «входит» в салон автобуса, сминая все на своем пути. Поэтому конструктивным решением по обезопасиванию пассажиров в автобусах эксплуатируемых в подобных условиях (междугородные маршруты) является «поднятие» пола автобуса на высоту середины бортов кузова грузового автомобиля, что предохраняет его проникновение в салон автобуса. Это также предохраняет пассажиров и в других видах столкновений (наезд на стоящее транспортное средство, столкновение на перекрестке и т.д.). (